Федеральный закон от 20 июля 2012 г. № 121-ФЗ вносит изменения в ряд федеральных законов.
В частности, изменения коснулись ФЗ "О некоммерческих организациях". Законодателем сформулировано определение некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента. Под ней понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации. Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.
Нормы, регламентирующие деятельность некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, не распространяются на религиозные организации, зарегистрированные в установленном законом порядке, а также на государственные корпорации, государственные компании, а также на созданные ими некоммерческие организации, государственные и муниципальные (в том числе бюджетные) учреждения; на объединения работодателей, торгово-промышленные палаты, зарегистрированные в установленном законом порядке.
Иностранные агенты обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании.
Плановые проверки некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, проводятся не чаще чем один раз в год. Внеплановые проверки могут проводится только по основаниям, прямо указанным в законе.
Сведения, касающиеся поступления и расходования доходов иностранными агентами вправе анализировать Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. О выявленных им нарушениях законодательства он сообщает в орган, принявший решение о государственной регистрации данной некоммерческой организации.
Изменения также внесены в ФЗ "Об общественных объединениях", в ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", в УК РФ и УПК РФ.
В частности, в УК РФ появились две новых статьи. Ст. 239. «Создание некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан», которая устанавливает ответственность также и за участие в таких организациях, а также ст.330.1. «Злостное уклонение от исполнения обязанностей, определенных законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях, выполняющих функции иностранного агента».
Федеральный закон, которым внесены вышеизложенные изменения в законодательство РФ вступает в силу по истечении ста двадцати дней после дня его официального опубликования.
Скачать документ
Все новости
Архив новостей