Данная статья предусматривает для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, государственную гарантию в виде компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно в пределах территории Российской Федерации, размер, условия и порядок компенсации указанных расходов для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, — органами местного самоуправления, у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, — коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.
Гражданка Турнова И.Г. работала в коммерческой организации, где ни локальным правовым актом, ни трудовыми договорами не установлен порядок, размер и сроки выплаты компенсаций. Петрозаводский городской суд республики Карелия, рассмотрев ее заявление, решил, что работнику в данной организации не полагается выплата какого-либо пособия. В качестве основания сослался на ч.8 ст. 325 ТК РФ, указал отсутствие в организации каких-либо документов, регулирующих данный вопрос.
Конституционный Суд РФ, рассмотрев данный вопрос, дал следующие разъяснения.
Нормативное положение ч. 8 ст. 325 ТК РФ рассматриваемое в системе действующего правового регулирования, предполагает обязанность работодателей, не относящихся к бюджетной сфере и осуществляющих предпринимательскую и (или) иную экономическую деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, компенсировать работающим у них лицам расходы на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно и вместе с тем позволяет установить размер, условия и порядок данной компенсации на основе баланса интересов сторон трудового договора с учетом ее целевого назначения (максимально способствовать обеспечению выезда работника за пределы неблагоприятной природно-климатической зоны), а также принимая во внимание реальные экономические возможности работодателя, которые, однако, не могут служить основанием для полного отказа от компенсации или ее неоправданного занижения.
Кроме того, для коммерческих организации законодательством РФ предусмотрены различные налоговые льготы в отношении расходов на оплату труда работников.
Этим не исключается правомочие федерального законодателя установить в процессе совершенствования правового регулирования минимальный размер компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, гарантирующий в равной мере лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, возможность реализовать права на отдых и на охрану здоровья, либо предусмотреть иные меры, обеспечивающие указанной категории работников возможность использовать отпуск за пределами регионов с неблагоприятными природно-климатическими условиями.
В связи с чем, данное положение признано не противоречащим Конституции РФ.
Скачать документ
Все новости